— Вон оно что! — проблеял дьявол. — Хочешь отделаться малой ценой? Без трудов? Со мной такие штучки не пройдут, бе-е-е! Жизнь, человече, это состязание. Выигрывает лучший. Хочешь у меня выиграть, докажи, что ты лучше. Чем болтать-то — давай устроим состязание. Победитель диктует условия. Я предлагаю гонки отсюда до старой вербы на дамбе.
— Не знаю, где дамба и где старая верба.
— Если б знал, я предлагать бы не стал. Люблю состязаться, но не люблю проигрывать.
Да-да, вновь перечитываю известную книгу. И подумалось мне, что этот «диавол» – такой же, как многие люди. Для тех, кто с полуслова творчество Сапковского не опознает: речь о Ведьмаке, первая книга. Если быть совсем точной: рассказ называется «Край света», входит в сборник «Последнее желание».
Так вот: нас с детства учат конкурировать, сравнивать себя с другими. И очень обидно выходит, когда сравнение получается не нашу пользу.
Хотя в целом, такого рода «конкуренция» никаких полезных плодов не приносит. Почему? – Потому что понимание «лучшести» и «хужести» субъективно. Мало того, если объект сравнения окажется «лучше» – человек расстроится. А вот если «хуже», то возникает закономерный вопрос: есть ли смысл равняться на тех, кто хуже?
В общем, пользы в этом деле не сыскать. И вообще: вся прелесть в том, что все люди разные.
Хотя побегать наперегонки всегда весело. Особенно, если противник не знает где начало и где конец вашей гонки. Такое времяпрепровождение держит в тонусе, противника-то… ведь никогда не знаешь, в каком месте с тобой решат «побегать».
А как вы относитесь к избыточным сравнениям? Не грешите ли ими?
На фото: шампиньоны… вроде одинаковые, но все же – разные.
Мы, наверное, всегда соревнуемся. Т. е. живем сравнениями. Только одни люди видят поводы для зависти, другие – поднимают выше планку. Я за второй вариант. Он продуктивный 🙂
Про подъем планки я как-то не подумала даже. Но в целом да: есть и такие, которых соревнование подстегивает, заставляет как-то группироваться и действовать )
Смотрела цикл передач о скандинавской системе обучения детей в начальной школе. Никакого соревновательного момента, даже оценки не ставят, но при этом всячески поощряют проявление индивидуальности. Своего рода парадокс – взрослые живут в условиях жесткой конкуренции, но при этом своих детей изначально учат тому, что не самое главное стать первым, намного важнее быть уникальным. Даже само понятие “равняться на кого-либо” означает становиться вровень, быть равным, одинаковым…Нет, я против сравнений потому что они подразумевают под собой стремление всех уравнять…услужливая память “дает ссылку” на прокрустово ложе – брррр мрачная ассоциация! Но так или иначе именно таково мое отношение ко всякого рода соревнованиям…ну разве что наперегонки побегать)) да и то без фанатизЬму…)))
Наверное, смысл этого заключается в том, чтоб у детей все-таки было детство )
ЗЫ: Про прокрустово ложе услышала впервые… погуглила… и правда бррр )))
Я, послухала,мені сподобалось…
Может раньше и сравнивал себя с кем то и на кого то ровнялся – сейчас все по другому – просто двигаюсь вперед и ставлю цели которые нужно достигать – не получается достичь, отдыхаю меняю тактики и двигаюсь дальше. Сравнение – это утопия – только мечтатели и лидеры достигают вершин – а сравнение себя с кем-то – это натягиваение чужой шкуры на себя, причем шуба может быть не по размеру. Мы те, кем являемся и не хуже и не лучше других – мы разные, и если кто то бежит быстрее – он молодец – он смог бежать быстрее
Солидарна с таким подходом. Все мы разные – нет смысла сравнивать свои успехи с успехами “вон того парня” 😉